Карина Батраченко
Безударные гласные
06.06.-18.06.2025
Внутри выставки «—» отсутствие обретает плотность, способную направлять движение и мысль. Пустота представляется не пассивным «ничто», а действующим принципом. Отсутствие наполнения само по себе формирует структуру и активно влияет на среду, задавая контекст. Иными словами, пустое пространство способно «работать», организуя вокруг себя объекты и смыслы, как рамка организует картину. Отсутствие подчеркивает присутствие: например, паузы в музыке делают слышимой мелодию, а пробелы в тексте структурируют речь. Пустота — это пространство, в которое приглашён зритель. Именно он наделяет её значением. В этом смысле работы Карины Батраченко ближе к ритуалу: важно не то, что именно происходит, а что может произойти в этой пустоте. Созданные произведения — это не объекты, а ситуации.
Пространство встречает посетителя ровным «пульсом»: тканевые панели, спрятанные в оконных проёмах, медленно надуваются и снова отпускают воздух — архитектура дышит, следуя такту общей партитуры.

Путь продолжается вдоль пространственной инсталляции «Светлое место есть» . Каркас покинутого дома, собранный из необработанных балок, обтянут полупрозрачной бумагой; лёгкое дыхание зала заставляет кожу‑бумагу колыхаться, обнажая то скелет, то пустоту между рёбрами. Внутри — серия полотен‑воспоминаний о деревне‑призраке «Подколодье»: отражения подвижных стен, промятых кресел, прораставших сквозь паркет растений. Каждое полотно фиксирует напоминание не столько о прошлом, сколько о попытке найти для него новое значение.
Далее — тактильная секция. Отлитые из пигментного гипса фрагменты недоступных фасадов лежат на низких постаментах. Прикосновение к шероховатой поверхности превращается в ритуал пересечения границы: зритель переводит внешний объект в личное ощущение, а пустота между пальцами и материалом становится минутной точкой контакта.
Посмотреть видео
Финальный зал погружён в перманентный сумрак. На дальней стене проецируется цикл видео, снятых на стыке руин и неосвоенных ландшафтов; кадры растворяются друг в друге, фиксируя миг, когда «ничего» ещё не успело стать «чем‑то». Шум ветра, записанный на месте съёмки, лёгкой вибрацией проходит сквозь пол и возвращает посетителя к ритму начального «вздоха»
Made on
Tilda