«Письма к Острову» – персональная выставка Олега Семеновых. Проект объединяет серии работ, выполненных в разных техниках: живопись, графика, digital, видео, аудио, фото, инсталляции, коллажи, принт. В основе выставки лежит история отношений художника и пространства.
«Остров доктора Швейка» – место в центре Челябинска, родного города художника, носит имя известного персонажа сатирического романа Ярослава Гашека. Заброшенная территория между цирком и филармонией наделяется художником собственной сущностью и в процессе дружеской коммуникации, формируется как разумная личность.
Остров доктора Швейка ведёт свой аккаунт в социальной сети, общается с посетителями, участвует в художественных проектах, пытается найти способ выживания в постоянно изменяющейся реальности. По сути, осуществляет свои приключения в условиях окружающего абсурда, как и персонажи Гашека, Кафки, Сервантеса, когда герой вынужден находиться в череде повторяющихся, не зависящих от него странных и драматических ситуаций.
Писатель, журналист, агитатор и мистификатор, боевой красный комиссар, «красный чех» Ярослав Гашек долгое время жил в России, в том числе и Челябинске. Здесь он организовывал агитационные митинги и писал статьи для разных изданий. Есть версия, что идея романа «Похождение бравого солдата Швейка» сформировалась у автора именно в Челябинске и горожане стали прототипами его героев.
Роман не был закончен, в связи со смертью Гашека, но в недописанном финале книги Швейк по замыслу автора должен был попасть в Россию. «Возвращение» Швейка в образе острова и в должности доктора связно с эпидемией ковида, наполненной трагичными и абсурдными событиями, напомнившими художнику истории, описанные Гашеком в романе.
Персонаж Гашека не борется с окружающей действительностью. Он старается максимально точно выполнить все предписания системы, в которой оказывается. Но только так, как он их понимает. С надлежащим рвением «официального идиота», у которого «даже справка есть». Именно это и вышибает систему из строя. Швейк не побеждает, не разрушает систему, она продолжает существовать. Но благодаря сбоям в системе, Швейк остается живым на войне, в тюрьме, в психбольнице и продолжает свое странствие. Гашек как-то признался: «Я и есть Швейк». «Я и есть остров», – говорит художник, предлагая зрителю рассматривать свою художественную практику как саботаж идиота против абсурда действительности. Рождение Острова как альтер-эго художника, которое ведет собственную, художественную жизнь указывает на невозможность диалога самого художника и реальности, вследствие её абсурдности. Поэтому художник выводит альтер-эго из воображаемого в реальное пространство и наделяет отдельным сознанием.
Саботаж отвергает возможность диалога и исправления ситуации, так как сам является результатом отчаянья найти эту возможность. В России саботаж есть нечто близкое к национальной идее. Точнее, к ее бесконечному и безрезультатному поиску. В каждой эпохе. Эта стратегия помогает выжить, как и Швейку, во время «судьбоносных исторических процессов», но не предлагает выхода или возможности сопротивления системе.
Ж.Делёз усматривает в отношениях человека и острова идею возобновления. Остров есть «радикальное и абсолютное начало», синтез воображаемого и реального, из которого человек воссоздает новый мир. По Делёзу, если человек достаточно «обособлен от реальности и созидателен», он способен вступить с островом в диалог, в котором остров осознал бы себя безлюдным и свободным, а человек – чистой идеей, Художником, прототипом.
Тогда двое объединились бы в одно, в общем движении: человека – к острову, острова – к собственному отделению. Человек стал бы как Остров. Необитаемый Человек-Остров, который «медлит»/саботирует свое возобновление как нового мира, пребывая в состоянии творческой грёзы, в «нечто». В этом контексте из-под саботажа проступают самоопределение и актуализация, процесс движения от себя, в обособленность – к миру, в диалог,
в создание мифа.
Пока еще люди не идентичны «движению к острову». Они не творцы, не сочинители новых мифов, а потребители, устроители повседневной жизни с точки зрения удобства. Они не создают новое, а переоборудуют то, что уже создано – вещи и смыслы. Как Робинзон из потерпевшего крушение корабля. Робинзон не саботирует, не творит мифологию, он приспосабливается. Поэтому вместо Евы у него Пятница.
В своих работах художник оперирует символами и образами, через которые зритель может увидеть единственный в своем роде, неповторимый опыт диалога человека и Острова, несущего в себе материю и потенциал нового мира. Попытку через саботаж выйти в возобновление.
Яна Малиновская